?

Log in

No account? Create an account

Влад Веклич

Останавливая мгновения...


Previous Entry Поделиться Next Entry
Дальнобой. Зырянка-Магадан-Певек. Записки фотографа.
Просящий рассвета
hunhuz71


В феврале 2009г мне посчастливилось совершить незабываемую поездку по суше между двух морей, от Охотского до Восточно-Сибирского. Вместе с моим другом дальнобойщиком на автомобиле «КамАЗ» я почти месяц трясся по бездорожью, попадал в разные непредсказуемо-экстремальные ситуации и наслаждался той неописуемой свободой, которую чувствуешь вдали от цивилизации. Не скрою, это была не первая моя поездка по зимнику, но так далеко я еще не забирался ни разу. Если описывать всё подробно и последовательно, то, думаю, не хватит страниц и всего журнала. Так что предлагаю вам небольшие записки, в которых я постарался кратко изложить те события, мысли и ощущения, которые испытал в дороге. Ну, а нехватку слов дополнят фотографии.




Начало.
Уже прошла почти неделя, как я взял отпуск. Хожу, весь в ожидании. Вещи давно собраны, продукты наморожены, а запотевший объектив фотоаппарата сто раз протерт. Но, по независящим от нас причинам, поездка откладывается со дня на день. Игорь все время в гараже, что-то подкручивает, подкрашивает и смазывает. Ожидание… Хуже нет ничего, чем ждать…

Поехали!
И вот этот день настал! С утра заправляемся, закидываем вещи, целуем родных- и в путь. Мне весело и легко. Я доволен, ведь всё впереди… Трасса заканчивается. Ууурррррр – урчит мотор КамАЗа, съезжая на снежную колею. Тук-тук-тук – стучит сердце. До свидания, Зырянка, здравствуй, зимник!!!



Зимник.

Простите меня, друзья- дальнобойщики. Ибо скажу я сейчас кощунственную вещь. Из всей дороги, пролегающей от поселка в сторону Магадана, мне больше всего нравится зимник. Да, именно эти 500 км бездорожья. Я знаю не на словах, как ваши бедные труженики-грузовики бьются и ломаются на всех этих ухабах, подъемах и перевалах. Сколько бессонных ночей вы провели, выкапывая их из сугробов, выдалбливая из наледей и морозя трудовые руки при непредвиденных ремонтах на дороге. Все это было, есть и будет. Но ведь часто бывали и удачные моменты, когда без поломок и происшествий, при хорошей погоде, вы за пару дней долетали до Колымской трассы (Якутск-Магадан), и тогда, наверно, можно было остановиться и осмотреться вокруг, понимая, до чего же красивая здесь природа. Эти лиственные заснеженные леса, эти горы в лучах заката и рассвета, эти озера и мари, эти ручьи (будь они неладны), которые никогда не замерзают – все это наша родная и неповторимая земля. И только две колеи да старые покрышки от колес вдоль дороги, напоминают нам, что здесь есть другая жизнь. Наступает утро, утро в краю дальнобойщиков…





Замороженный.
Вынырнув из-за заснеженной сопки, буквально натыкаемся на намертво вмороженный в лед Урал. Рядом- два человека с бензопилой, лопатой и кайлами. Выходим поговорить. Оказывается, пару недель назад Урал провалился в пустоту подо льдом. К ночи, пока пытались выбраться, пустоту заполнила вода из речушки, которая, застыв, образовала единый монолит из машины и льда. Пустоты – самая пакостная вещь на зимнике, никогда не знаешь, где образуются. Если влететь на ходу, то запросто можно лишиться переднего моста и колес (дай бог, чтобы самому лоб не расшибить). Или еще хуже- провалиться так, как этот несчастный Урал. Теперь сюда привезли палатку с печкой и необходимый инструмент. Мужики работают, вырубая лед и освобождая машину из цепких объятий стихии. Пока ездили в поселок, кто-то нечистый на руку открутил фары. Мужики матерятся. Мы прощаемся и уезжаем. Урал провожает нас взглядом пустых глазниц. Бог в помощь…



О взаимовыручке (начало).

К концу дня подъехали к Сасырскому перевалу. Очень сложный и крутой подъем. У подножия одиноко стояла сложенная пополам IVEKO с прицепом. Водитель не смог дотянуть до верха, машину потянуло вниз и сложило, разорвав в лоскуты водило прицепа. Игорь выскакивает из кабины, и мне становится ясно, что дальше мы пока не едем. Подхожу к машине и слышу разговор:
- Без сварки водило не починить.
-А ты умеешь варить?
-Умею.
Водитель IVEKO открывает контейнер в кузове, и я вижу небольшой генератор и сварочный аппарат. Игорь берется за работу, а я, понимая, что толку от меня мало, отправляюсь обратно в кабину. Ремонт – это надолго. О, 21 век! Когда это дальнобойщики возили с собой сварочники? Не помню...



Игорь.
Тут, я думаю, и нужно немного рассказать о моём друге. Игорь – это классический вариант дальнобойщика. Весел и бесшабашен, прост в общении и вообще внешне создает впечатление обычного незаурядного водилы. Да не тут-то было! Под всей этой кажущейся простотой скрывается состоявшаяся личность, с умной головой, большим чувством ответственности и непростым характером. Его сильные руки 21 год крутят баранку автомобиля. Иногда мне кажется, что он перетаскал из кюветов и наледей все грузовики трассы. Ну, вот такой он. Никогда не проедет мимо и не бросит машину, нуждающуюся в помощи. И часто даже во вред себе. Сколько раз он сам ломался, помогая другим, и все - равно продолжает помогать. Порядок в кабине его машины никогда не задерживается надолго. Проходит несколько часов, и там образуется хаос (вернее рабочий беспорядок) из всяких нужных в дороге штуковин; впрочем, необходимая вещь сразу находится при надобности. Но ведь это такие мелочи, стоит ли на них обращать внимание? В этом весь Игорь. И только когда машину сильно качает на кочках или заносит на повороте, он, смеясь, говорит:
- Не трусь, я сам боюсь....





О взаимовыручке (продолжение).
К ночи благополучно миновали перевал и проехали несколько километров. Тут наш КамАЗ начал терять мощность и перебоить. Игорь задрал кабину и долго возился в движке. Пытался заводить и снова глушил. Говорит, что-то случилось с помпой, и топливо не закачивается в дизель. Я стал потихоньку околевать. Еще бы! На улице -45, темнота и перспектива заморозить и себя и машину. Эх, ведь до близлежащего поселка не так уж и далеко. Вообще я скажу, что чувствуешь ужасный дискомфорт, когда посреди снегов и тайги не слышно гула дизеля. И мурашки бегут по спине совсем не от мороза. Игорь покрутил головой, прислушался, махнул рукой и исчез в темноте. Через 20 минут вернулся вместе со светом фар нашей знакомой IVEKO. Тут же нашлись какие-то шланги, топливо закачали самотеком из подвешенного ведра, КамАЗ дернули и завели. Всегда поражался изобретательности и смекалке дальнобойщиков. Легли спать, завтра IVEKO проводит нас до Сасыра, а там и отремонтируемся. Утром обнаруживаю, что потерял свою меховую шапку, наверно, случайно выпала из кабины. Такова жизнь – мы всегда что-то теряем. Главное совесть не потерять....



Сасыр.

Да-да, есть такое окруженное горами село на правом берегу реки Мома. Маленькое, народу тут живет около тысячи. Сасыр запоминается мне одноэтажными домами с печным отоплением и лохматыми якутскими лошадями, бредущими по морозному туману в лучах рассвета. Во дворах поленницы дров и штабеля напиленного кубами речного льда. Удивляет единственный компьютер в школе и то, что маленькая русская дочка друзей свободно разговаривает на якутском языке. А еще за селом, в избушке, живет Алексей, названный с легкой руки водителей «Таможней». Он заготавливает дрова для села,и все дальнобойщики останавливаются у него передохнуть. Заехали и мы, радостно принятые радушным хозяином. На столе тут же появляется жареное мясо и взбитые, замороженные сливки. Мы угощаемся и разговариваем «за жизнь». Большая железная печка гудит, а в углу скулят пять новорожденных щенят, занесенных с улицы, чтобы не замерзли. Незаметно пролетает время, и нам пора уезжать.
-Алексей, таможня дает добро?
-Дает!!!









Ручьи.
О ручьях много не скажешь. Они текут с гор и не замерзают никогда, создавая этим самым довольно сложную преграду для машин. В этот раз мы довольно легко и без трудностей, проскочили ручьи, ни разу не забуксовав. В памяти остались горы по обе стороны, туман над журчащей водой и лиственницы в бело-голубых вечерних одеяниях. Всё-таки я романтик....





Аквариум.

Есть там такое озеро между гор. Почему дальнобойщики окрестили его «Аквариум»? Потому что здесь всегда кто-нибудь «плавает». Озеро постоянно подпитывается ручьями, поэтому там вечные наледи. Вот в такую наледь мы и влетели. Вроде ехали по старым следам и ровному льду, как вдруг - раз... и проваливаемся всеми колесами в воду. Пытаемся выбраться, буксуем, отдалбливаем лед, но всё без толку, продвинулись лишь на пару метров вперед. Сидим конкретно. Через пару часов впереди показался свет фар (как повезло, однако) и к нам подъезжает Урал с кунгом.
-Помочь?
-А у тебя есть выбор?
Достаем канат, цепляем за бампер и пытаемся выбраться с помощью Урала. В результате тот тоже проламывает лёд и садится в наледь рядом с нами. Теперь буксуют и пытаются выбраться уже две машины. Ночь, мороз за -40 и вода вокруг машин не придают особой прелести ситуации. Непруха, аж зло берет. Через час, теперь уже сзади, снова свет фар (нет, нам всё-таки определенно везет). Ещё один Урал. Совместными усилиями кое-как выдергиваем из наледи первый Урал, а затем двумя машинами наш КамАЗ. Проведя половину ночи в ледяной воде, уставшие и замерзшие, мы всё-таки были довольны результатом. Не будь машин, все могло кончиться намного хуже. Залезаю в кабину и пытаюсь снять валенки. Это мне удается с большим трудом, т.к. они промокли и промерзли насквозь вместе со штанинами брюк. Едем дальше. Интересно, как Игорь ориентируется в этом тумане? Останавливаемся и заваливаемся спать, сил уже нет никаких.
Утро на Аквариуме встретило нас разноцветием красок. Лед голубого цвета, розовые облака и желтые лучи восходящего солнца - это спокойствие никак не вписывалось во вчерашнюю ночную суету. КамАЗ стоял посреди всего этого великолепия обледенелый и неподвижный. За ночь на колесах прихватило тормозные колодки, и мы не могли тронуться с места. Игорь набросал в ведро тряпок, залил соляркой, поджег и полез под машину оттаивать лед. Я ходил по озеру с фотоаппаратом и ловил себя на дурацкой мысли, что ничуть не жалею о том, что провел ночь по колено в ледяной воде. Ведь иначе мы проскочили бы озеро по темноте, и я бы не смог насладится этой чарующей красотой. Что еще можно сказать? Всё в этом мире относительно...









От перевала Антон до Бурустаха.
Весь следующий день прошел довольно спокойно, если, конечно, можно назвать спокойствием моё чувство постоянного восхищения от окружающих красот. Солнечный день в горах – воистину великолепное зрелище. Чистые, белые вершины и острые контрастные тени – это рай для фотографа. Надо отдать должное терпению друга, когда по моей просьбе он тормозил чуть ли не каждый километр и спокойно ожидал пока я не сфотографирую понравившийся мне пейзаж. Впереди перевал Антон. Мы поднимались все выше и выше, пока наконец-то не очутились на самом верху заснеженной вершины. Я в первый раз увидел Антон днем, так как в прошлые поездки мы проезжали это место поздно вечером или ночью. Кручусь во все стороны и беспрерывно нажимаю кнопку. Кадр, еще кадр, великолепно. Ни единого деревца, лишь снег, горы и синее небо.
К вечеру добрались до Бурустаха. Бурустах – это название небольшой горной речушки и бывшего старательского поселка. Здесь зимник соединяется с Колымской трассой. Вот и развилка. Направо поедешь – в Якутск попадешь, налево поедешь – быть тебе в Магадане. Поворачиваем налево, включаем повышенную передачу- и вперед. После тряски зимника- ощущение, будто летишь, и только фосфорными огоньками мелькают столбики километража. Эх... Дайте мне крылья...







Колымская трасса.
Говорят, что колымская трасса стоит на костях. Сколько людей похоронено при её строительстве, точно уже никогда не сосчитать. Но оглядываясь вокруг, сразу понимаешь, какой колоссальный труд был вложен сюда. Тысячи тонн горных пород было взорвано и укатано в землю, мосты проложены через каждый ручей и речку. Когда-то здесь было множество старательских поселков и артелей, теперь же большинство их заброшено, и только остатки строений напоминают о том, что здесь жили и работали люди. Вся земля вдоль трассы перерыта в поисках золота и свалена в огромные отвалы. Все это щедро присыпано снегом и придает общей картине весьма интересный и красивый вид. Мы летим. Горы, перевалы, лес и реки проносятся за окном с завидной последовательностью. Двигатель то натужно воет при подъеме, то легко урчит при спуске. Трасса ухожена, почищена, нигде нет наносов снега, все уклоны посыпаны песком и на опасных участках стоит отражающаяся в сете фар разметка. Молодцы дорожники, исправно несут службу. Что произвело особое впечатление, так это большущий мост через Колыму возле поселка Дебин и, как ни странно, вкусная домашняя еда, которую мы отведали на прииске «25 лет октября», в частную столовую которого заезжали пообедать. Вот так всегда – вокруг столько прекрасного, а я о еде думаю....





Магадан.

Через два дня добрались до Магадана. Про Магадан скажу коротко – этот город красив больше изнутри, чем снаружи. Никаких особых изысков в архитектуре я не увидел. Весь город- сплошные подъемы и спуски. Большое количество снега по обочинам дорог, огромная телевышка, стоящая на горе, вид на бухту Нагаево и, конечно же, громадный, изящный храм (73 метра в высоту) - Святотроицкий собор, который виден из любой точки города. Впрочем, особо ознакомиться с достопримечательностями было некогда. Магадан так и остался в памяти сплошной суетой. За два дня только погрузка, ремонт и бесконечное бегание по магазинам. Ну что вы хотите? Провинция в город вырвалась...



Обратный путь.
Не буду утомлять тебя, мой дорогой читатель, длинным рассказом об обратном пути, так как проходил он точно там, где мы ехали раньше. Те же горы, та же трасса, тот же зимник с его бездорожьем, те же рассветы и закаты. Никаких особых происшествий и встрясок. Без всяких проблем миновали ручьи и злополучный Аквариум. Все было просто замечательно, видимо бог сжалился и решил дать нам передышку. На Сасырский перевал попали ночью. У подножия стояло несколько машин, в основном с полуприцепами. Водители рассказали, что второй день пытаются преодолеть подъем, но никак не получается. А вот при «советах» тут всегда дежурил бульдозер для таких случаев.
Как-то утром нам навстречу попался КамАЗ со знакомым водителем. Он вез из Зырянки в Якутск польского журналиста и фотографа Марцина Османа. Марцин прочитал в местной библиотеке статью из журнала «БААТ» про поиски бивней и очень хотел познакомиться со мной. Но, к сожалению, я был в отъезде, и встреча произошла здесь, на зимнике, случайно. Мы посидели в кабине КамАЗа, поговорили, обменялись адресами и разъехались. Жаль, что так скоро, думаю, нам было бы о чем побеседовать больше.
А потом я нашел свою пропавшую шапку. Кто-то поднял её с дороги и бережно повесил на куст возле обочины. Так она и висела там, присыпанная снегом, дожидаясь своего хозяина. Перед самым поселком образовалась одна заминка в виде огромной, замерзшей наледи на речке. Игорь взял ломик и пошел обследовать дорогу. Вернувшись, он заявил:
-Дальше не поедем. Что-то мне не улыбается снова в воде бултыхаться. Три года назад я проезжал здесь на Урале. В наледи сидело три машины. Пришлось мне возвращаться назад и, ломая бампером деревья, прокладывать в тайге объездную дорогу. Поедем, поищем этот объезд.
Благополучно нашли объезд и миновали наледь. Прошло три дня, как мы выехали из Магадана. Вот и наша родная Зырянка. Переночуем дома и поедем дальше. Впереди у нас Чукотка...
Продолжение следует.....










Спасибо, Влад....

За трассу особенно.... таки много я по ней проехал...

без проблем... если что хочешь увидеть ещё говори...я выложу отдельно... у меня каждая буковка запечатлена в фото))) продолжение жди через месяцок, когда вторая часть выйдет в журнале...

Интересный материал, спасибо. Мне кажется что ездить на КАМАЗе в такую погоду, по бездорожью - это просто подвиг. Летом то по асфальту в кабине через 100 км уже все тело ломает, так там неудобно.

всё было довольно удобно, несмотря на отсутствие спальника... у нас был раздвижной диванчик в кабине...так и спали)))

очень понравились и рассказ и фотографии.

волшебные, просто невероятные фотографии и отличная статья!!

очень интересно, спасибо за рассказ и фотки.

Не в той стороне, но все же...

А где же Татры? Никогда не видел Ивеко на трассе.

Берелёхская автобаза - может туда заедите? :о)

Re: Не в той стороне, но все же...

Татры на зимнике сейчас не такое частое явление.По трассе конечно встречал их. Новеньких машин совсем мало, а старые латаются из последних сил. У меня есть пара фоток Татры в гараже Артыковской автобазы. Я общался там с водителями, они собирались в наши края возить уголь с разреза.
Ивеко в данном репорте принадлежит частному комерсу из Среднеколымска. Мощнейшая машина, но стоит больших бабок)))

На счет куда-то заехать не обещаю... я лишь пассажир и вмешиваться в работу друга стараюсь по минимуму... Игорю и так надо памятник поставить за этот репортаж... я измучил его остановками, а ведь у него сроки и работа. :-)

Знакомые дела :)
Так далеко на восток я ещё не работал, но Западную Сибирь исколесил на каротажном траке от Нижневартовска до Ямбурга.

Слава Небу сейчас у меня более спокойная работа :)

да, дальнобой работа не из лёгких :-)

фотографии документальны,статья интересна,спасибо!

Интересно.
Заодно узнал, что такое Зырянка. Почитал описание и посмотрел фото, как я понял, того же Хунхуза.

ага...моё упущение...я так и не выложил инфу и подборку фоток о моём поселке... нада заняться этой оплошностью :-)

Интереснейший репортаж, спасибо!

Влад, я ещё и не начинал читать, только глянул фоторяд - ты молодец!!!

Спасибо Игорь. Твоя похвала для меня важна.

Супер, спасибо за рассказ. Лошади забавные, меховые :))

полистайте мой дневник... я где-то выкладывал фотографии якутских лошадей. Там они нам ещё красивей :-)

Мужики с большой буквы. Спасибо очень понравилось!

Добавил в Избранное... Спасибо Вам, это потрясающе.